Местное самоуправление — в Российской Федерации —
форма осуществления народом своей власти, вопросов местного значения,
исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных
традиций.
Теория местного самоуправления
Местное самоуправление — одна из форм реализации народом
принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная
форма управления, предполагающая известную самостоятельность,
автономность местных органов, которые выступают органами местных
самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы
учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века
французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем,
немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом
Штейном (1815—1890) Паулем Лабандом и другими. Общественная теория
самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления
своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно
государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из
форм организации местного государственного управления. В современной
России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а
не гражданского общества, вместе с тем отрицается
государственно-правовой характер местного самоуправления.
История местного самоуправления в России
Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили
начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II.
Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные
губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными
хозяйственными делами. Организация городского самоуправления
определялась Городовым положением 1870 года, органами городского
самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими,
уездными, городскими органами самоуправления действовали
государственные органы. При Александре III органы местного
самоуправления были поставлены под контроль правительственных
чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.
После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был
положен принцип единство системы советов как органов государственной
власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее
местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с
реформой государственной власти в стране, а также под давлением
движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и
местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении»
(1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были
разграничены полномочия между местными советами и администрациями,
введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В
1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ
провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов
была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным
администрациям, а выборы новых представительных органов местного
самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12
декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его
самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов
местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000
годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении
в городах федерального значения и об ответственности органов местного
самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая
закончилась с вступлением Федерального закона в полную силу.
Правовые основы местного самоуправления
Местное самоуправление является одной из основ конституционного
строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией
Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
- Конституция Российской Федерации
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации
- федеральные конституционные законы
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными
законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации
(указы и распоряжения Президента Российской Федерации,
постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти)
- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
- уставы муниципальных образований
- решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан
- иные муниципальные правовые акты
Компетенционные основы местного самоуправления
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное
самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и
распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения —
вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения
муниципального образования, решение которых в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется
населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного
значения поселения, муниципального района, городского округа, а также
полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного
значения.
Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного
самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им
соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной
власти, а также осуществление органами местного самоуправления
государственных полномочий, не переданных органам местного
самоуправления.
Формы осуществления местного самоуправления
В соответствии с Конституцией Российской Федерации
местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума,
выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие
органы местного самоуправления.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:
- местный референдум
- муниципальные выборы
- голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
- голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
- сход граждан
- другие формы
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:
- правотворческая инициатива граждан
- территориальное общественное самоуправление
- публичные слушания
- собрание граждан
- конференция граждан (собрание делегатов)
- опрос граждан
- обращения граждан в органы местного самоуправления
- наказы избирателей
- другие формы
Территориальные основы местного самоуправления
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской
Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют
муниципальные образования.
В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:
- муниципальный район - несколько городских и/или сельских поселений
- сельское поселение - один или несколько сельских населенных пунктов
- городское поселение - один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
- городской округ - городское поселение, не входящее в состав муниципального района
- внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).
Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005
годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и
преобразования муниципальных образований установлен Федеральным
законом.
Организационные основы местного самоуправления
Органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. В структуру органов местного самоуправления,
устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие
органы и должностные лица местного самоуправления:
- представительный орган муниципального образования
- глава муниципального образования
- местная администрация
- контрольный орган муниципального образования
- иные органы местного самоуправления
В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:
- представительный орган избирается населением, глава муниципального
образования избирается населением и возглавляет представительный
орган, глава местной администрации назначается по контракту
- представительный орган избирается населением, глава муниципального
образования избирается населением и возглавляет местную
администрацию
- представительный орган избирается населением, глава муниципального
образования избирается представительным органом из своего состава
и возглавляет представительный орган, глава местной администрации
назначается по контракту
В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов
местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления
формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.
В сельских поселениях глава муниципального образования может
независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию,
и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее
100 человек глава муниципального образования является главой местной
администрации и избирается населением, а функции представительного
органа осуществляются сходом граждан.
Экономические основы местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в
муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а
также имущественные права муниципальных образований. Органы местного
самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно
владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В
соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления
вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный
бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:
- средства самообложения граждан
- доходы от местных налогов и сборов
- доходы от региональных налогов и сборов
- доходы от федеральных налогов и сборов
- безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных
образований
- доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
- часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты
налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
- штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
- добровольные пожертвования
- субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
- иные законные поступления.
Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной
обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов
путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой
поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой
поддержки поселений.
Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные
учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение
работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения
и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный
заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в
том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный
заем).
Источник http://ru.wikipedia.org/ http://www.toscentral.ru