Обоснование выбора темы и её актуальность. Важнейшей
составной частью учебно-воспитательного процесса в современной
российской школе является формирование патриотизма и культуры
межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально
– гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе
возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется
любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество,
честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей
общества, развивается достоинство личности. Патриотическое воспитание
является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и
юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к
Родине. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно
быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и
сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого
педагога в деле воспитания подрастающего поколения. Психологи
установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной
восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат,
что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно
в этом возрасте возникают большие возможности для систематического
нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и
патриотических чувств. По мере вырастания, у школьников, как
отмечают учёные-исследователи, начинает формироваться так называемый
«родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), который требует реализации, и
который, как ни обидно это констатировать, чаще всего остаётся
невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма
могут найти своё применение в антиобщественных организациях, поток
которых от года к году растёт, и это – тревожные симптомы современности. Выбор данной темы объясняется существованием противоречий: - между
социальным заказом общества на формирование патриотических чувств и
гражданской позиции личности и отсутствием этих качеств у учащихся;
- между знаниями учащихся о патриотизме и неумением им следовать в жизни;
- между желанием делать добро и отсутствием умений или условий.
Выявление
противоречий – исходная предпосылка для проектирования процесса
патриотического воспитания школьников. Именно мы, педагоги,
ответственны за будущее своих воспитанников. Цель и задачи по гражданско – патриотическому воспитанию младших школьников в учебно - воспитательном процессе. Ведущей
моей целью по гражданско – патриотическому воспитанию является создание
условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности
ребёнка через учебно – воспитательную деятельность. Патриотизм
выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной
активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Исходя
из этого, определяю задачи: - Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине.
- Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.
- Воспитание
уважения к национальным традициям своего народа, толерантности,
культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного
края.
- Создание благоприятных условий для сохранения и
укрепления физического и психического здоровья детей, формирование
потребности в здоровом образе жизни.
- Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
Многие
мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе
личностного становления человека, указывали на его многостороннее
формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм
является не только важной задачей воспитания, но и могучим
педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет
человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный
ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными
природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». И.Ф.
Харламов в своей «Педагогике» пишет: «Патриотизм и культура – такое
нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно
служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и
переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление
беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять
могущество и независимость». Направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Что
значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим,
болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение
дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя
личностью. Всю работу по патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности веду по направлениям: 1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление
– система мероприятий, направленная на познание историко-культурных
корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование
гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической
ответственности за происходящее в обществе. Работа по этому
направлению проходит на уроках по окружающему миру, дети посещают музеи
города и библиотеки, изучают русские народные праздники в школьном
краеведческом музее, возлагают цветы к памятнику Победы ежегодно 9
мая и встречаются с ветеранами Вов, проводятся праздники к 23 февраля
«Богатырские забавы»(2кл.) и «О рыцарстве, о доблести, о славе» (3кл.) 2. Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу. По
этому направлению проводили беседы «Конституция России и права
человека», «Символы России», «Праздники России», участвовали в ролевой
игре «Ваши права», подготовили и провели классный час «Я – гражданин
России», урок мужества «Войной опалённые строки». 3. Литературно-музыкальное направление,
отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт
исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от
переживания детей. В первую очередь, помогают нам в этом
направлении произведения устного народного творчества: пословицы и
поговорки, былины, сказания и жития. На произведениях классиков
учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину,
восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к
близким и окружающим людям. Эмоциональный настрой учащихся
усиливается при изучении литературного произведения, если
сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика
для детей, русские народные песни, сказки). Для более глубокого
понимания произведения обращаемся в картинную галерею. Учу учеников
рассматривать и описывать картины, выражать своё отношение к
увиденному, писать сочинения. 4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения. Кроме
уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских
народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и
«Весёлых стартах». На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!» По окончании учебного года мы выходим в поход в лес вместе с родителями и играем в «Зарницу» и другие игры. 5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения. Дети участвуют в акциях «Сбережём свой край», изучают лекарственные растения своего края. 6. Трудовое направление
– привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих
родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над
вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе
пап в армии, готовят для них подарки. 7. Семейное направление
– утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное
возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Ребята
изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи,
собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи
(«Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб
семьи. Так по крупицам дети имеют представление о духовном опыте народа. Многовековая
история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо
создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и
везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является
источником и средством духовного, политического и экономического
возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. Воспитание
граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от
воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения.
Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё
долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных
классов, «упражняя детей в этом священном чувстве». Розова Ирина Павловна, учитель начальных классов источник http://festival.1september.ru
|