Одной
из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего
поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности
за судьбы страны и ее безопасности. Многое для этого делают
государственные структуры, школа, Вооруженные Силы Российской Федерации,
казачество, различные общественные организации и религиозные конфессии.
Их усилия направлены на формирование и развитие личности, обладающей
качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать
в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного
к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны
и безопасности личности, общества и государства.
Это особенно
важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании
подростков и молодежи нашего общества и роста децелерации (отсутствие
цели в жизни) среди молодежи, что требует принятия адекватных ситуации
решений, поиска новых организационных, педагогических средств, форм
и методов воспитания молодежи, которой вскоре предстоит принять на себя
ответственность за судьбу России. Вот почему так остро стоит вопрос
о патриотическом воспитании нашей молодежи.
Концепция
патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет:
«Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств,
закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность
и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое
и настоящее, готовность к их защите»1. (1 Концепция патриотического
воспитания граждан Российской Федерации // Российская газета, 28.2.2002
г.) Исторические и географические условия, в которых рождалась и крепла
Россия, вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную
и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании
особого отношения русских людей к Отечеству и военной службе. В народном
эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага
тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю.
Это воспитывало у русских людей качества, которые всегда отмечали как
союзники, так и противники: решительность в наступлении, стойкость
в обороне, храбрость, взаимовыручка и презрение к смерти в критические
моменты боя.
Главная особенность патриотического воспитания
заключается в том, что через него формируется не просто гражданин,
а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый
всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой.
Сегодня
одним из основных направлений патриотического воспитания молодежи
является использование культуры и традиций казачества, накопленного
веками богатейшего опыта народного образования и воспитания1. (1
Гавря А. Б. Военно-патриотическое воспитание подростков на традициях
казачества Кубани.: Автореф. дис… кан. пед. наук.
С-Пб.: ВМИРЭ, 2006. 24 с.)
Президент
России В. В. Путин дал высокую оценку казачеству. Он сказал: «История
казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был
государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы
Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества,
его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно
констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось
как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи.
Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы
самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом
жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой
России».
Актуальность обсуждаемой сегодня проблемы определяется двумя факторами:
во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого; во-вторых,
социо-культурными изменениями менталитета россиян, что отразилось
в инновационной основе организации деятельности общеобразовательной
школы, открыло перспективы для подлинной организации патриотического
воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского
народа, в том числе и казачества.
С возрождением казачества
России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос
о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах
традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков
заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками
и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток,
молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет
потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью
общего воспитания подрастающего поколения, система
духовно-патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функции
формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью,
сознательностью и социальной активностью.1 (1 Гавря А. Б.,
Томилин А. Н., Фонарев А. В. Сущность и содержание
военно-патриотического воспитания на традициях и культуре казачества
Кубани. Краснодар, 2005. 166 с.)
Опыт проведения воспитательной
работы с подрастающим поколением, показывает, что основными путями
духовно-патриотического воспитания являются:
1) воспитание в семье; 2) воспитание в казачьих общеобразовательных учебных заведениях; 3) воспитание внешкольными формами обучения на примере культуры и заповедей казачества.
Многовековая
история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая
сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения
казачества и его культуры. Она включала в себя:
• общинность
воспитания, через которую детьми усваивался норматив поведения, обычаи
и традиции казачества, отношение к старшим и труду (ратному
и сельскохозяйственному) как фактору жизнеустроительства казака,
коллективизм жизни и общность целей, традиции народа, патриотизма
и мужества; • конфессиональность (православное) воспитания и образования, через которые формировалось христианское мировоззрение, необходи мость служения «Богу, Святой Руси, своему народу и своему государству!»; •
моногамность воспитания, через которую формировалось осознание мужской
и женской роли, приобретался житейский и профессиональный (для юношей)
опыт; • семья как фактор незыблемости, основ казачьего общества, авторитета родителей и благополучия человеческой жизни; •
культуросообразность форм казачьей самобытности, как фактор особой
художественно-эстетической духовности казачьего уклада и отношений; •
аполитичность воспитания и образования подрастающего поколения,
влияющая на формирование высшего авторитета Бога, казачьей воли и равноправия, служения на благо Отечества и своего народа.
В
начале 90-х гг. минувшего века усилиями представителей казачьих обществ
России в стране были созданы и действуют различные формы приобщения
подрастающего поколения казаков к истокам своей культуры, истории,
традициям и этике своих славных предков:
• войсковые казачьи школы; • воскресные школы; • казачьи классы на базе средних школ; • казачьи кадетские корпуса; • казачьи военно-патриотические центры; • казачьи лицеи; • казачьи православные лицеи; • казачьи молодежные клубы; • казачьи конно-спортивные школы; • факультативы по казачеству; • спецкурсы по истории казачества при университетах.
Большую
роль сыграли казачьи организации по восстановлению и развитию
кадетского движения в России: из 69 ныне действующих кадетских корпусов в
РФ — 25 имеют казачью направленность и созданы по прямой инициативе
и поддержке казачьих организаций. На наш взгляд система кадетского
воспитания наиболее полно отвечает задачам духовно-патриотического
воспитания подрастающего поколения. В кадетских корпусах реализуются
задачи получения качественного образования, широко применяются формы
и методы знакомства кадетов с казачьими традициями, историей
и культурой, включаются в программу военно-прикладные виды спорта.
Инновационные образовательные учреждения, базирующихся на традициях
казачьего воспитания, стали подлинной школой патриотизма, воспитания
достойных граждан нашего Отечества.
Основная задача
духовно-патриотического воспитания — формирование и развитие личности
казака, обладающей качествами гражданина — патриота Родины, способной
успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
источник http://www.zimovaya.ru
|
|