О некоторых направлениях решения проблемы патриотического воспитания молодежи в современных условиях А.В. Лебедев, Тюрина Н.А
Под системой патриотического воспитания понимается совокупность органов
государственной власти и общественных организаций, а также их
деятельность по формированию у граждан высокого патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов
Российской Федерации. Главной задачей патриотического воспитания
является формирование и развитие личности, обладающей качествами
гражданина - патриота Родины. Составной частью патриотического
воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи,
направленное на формирование у граждан готовности к защите интересов
государства и общества в военное время. События последнего
десятилетия показали, что экономические трудности, значительная
социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей
и ориентиров оказали негативное влияние на общественное сознание, в том
числе сознание большинства социальных и возрастных групп населения
страны. При этом отмечается резкое снижение позитивного воспитательного
воздействия на сознание населения со стороны российской культуры,
искусства и образования как важнейших инструментов формирования
патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного
для российского общества патриотического сознания. Ряд объективных и
субъективны процессов существенно обострил национальный вопрос,
следствием чего стало перерождение кое-где патриотизма в национализм и
утрата истинного значения и понимания большинством населения понятия
интернационализм. В общественном сознании получили широкое
распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм,
немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и
социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения
престижа военной, а также искажение понимания сущности и значения в
обществе института государственной службы. В этих условиях очевидна
неотложность решения на всех уровнях власти и управления (федеральном,
региональном и местном) острейшей проблемы воссоздания системы
воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления
государства. Большинству истинных патриотов и здравомыслящих
людей в нашей стране очевидно, что для того, чтобы объединить усилия
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
скоординировать и направить их усилия по патриотическому воспитанию
граждан России, и, прежде всего, молодого поколения, нужна единая
государственная политика в области патриотического воспитания. Для
проведения в жизнь данной политики необходимо создание соответствующей
системы патриотического воспитания граждан, способной консолидировать и
координировать усилия различных институтов общества и государства в этом
направлении. Эта система должна включать в себя соответствующие систему
государственных структур, общественных организаций, нормативную
правовую базу их деятельности на всех уровнях, а также комплекс методов и
средств формирования у граждан Российской Федерации патриотического
сознания. Как показывают опросы общественного мнения героические
события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области
экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных
идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса
мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи с учетом сложившихся к
настоящему времени тенденций развития общества. Эти тенденции связаны с
его консолидацией, подъемом патриотизма, переносом основных усилий по
воспитанию от центра в регионы и на местный уровень, а также широким
внедрением в нашей стране информационно-коммуникационных технологий.
Система патриотического воспитания молодежи должна предусматривать
формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и
патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных
учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу,
организуемую и осуществляемую государственными структурами органами
местного самоуправления, общественными движениями и организациями;
деятельность средств массовой информации, научных и других организаций,
творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем
патриотического воспитания, на формирование и развитие личности
гражданина и защитника Отечества. Основным институтом,
организующим и обеспечивающим функционирование всей системы
патриотического воспитания, должно являться государство. Создание
такой системы предполагает консолидацию деятельности органов
государственной власти всех уровней, научных и образовательных
учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных
организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем
патриотического воспитания на основе программных методов и единой
государственной политики, которые должны найти отражение в выступлениях
первых лиц государства, очередной редакции Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации и соответствующем законодательном акте
федерального уровня. При этом одним из основных направлением
деятельности данной системы должно являться создание подсистемы
патриотического воспитания молодежи, обеспечения на этой основе
консолидации общества, поддержания социальной стабильности, упрочения
дружбы между нациями и народами Российской Федерации. В качестве
основных задач органов государственной власти и управления при этом
должны быть: - создание механизмов, обеспечивающих
становление, эффективное функционирование и постоянное совершенствование
системы патриотического воспитания;
- формирование
патриотических чувств и сознания молодежи, сохранение и развитие у нее
чувства гордости за свою страну на основе исторических ценностей и роли
России в обеспечении глобальной и региональной безопасности;
- воспитание личности гражданина - патриота Родины, готового безусловно встать на защиту интересов Российской Федерации;
-
формирование комплекса нормативного, правового и
организационно-методического обеспечения функционирования системы
патриотического воспитания молодежи.
- Решение проблем патриотического воспитания должно начаться с разработки нормативной
правовой базы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В
соответствующих законодательных актах следует предусмотреть уточнение
понятийного аппарата, систему целей, задач и принципов создания и
функционирования системы патриотического воспитания, порядок управления
ей, включая обязанности и ответственность органов власти и управления
всех уровней, а также порядок финансирования деятельности органов и
проводимых мероприятий. Из первоочередных мероприятий, обеспечивающих
создание данной системы, следует выделить следующие:
- внесение
изменений в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях)
России" и дополнений в перечень объектов для включения в реестр музеев,
составляющих национальное достояние России;
- разработка
положений об общественных музеях, о регулярном проведении всероссийских
военно-спортивных и других игр патриотической направленности;
- подготовка постоянно действующего конкурса проектов и программ, патриотического воспитания в современных условиях;
-
широкое использование для патриотического воспитания молодежи,
государственных и общественных средств массовой информации, включая
самые современные информационно-коммуникационные технологии (создание
кино и видеофильмов, соответствующих сайтов в сети Интернет).
Таким образом, в современных условиях России нужна единая
государственная политика в области патриотического воспитания. Для ее
реализации должна быть создана система патриотического воспитания
граждан, способная консолидировать и координировать усилия различных
институтов общества и государства в этом направлении. Одним из
приоритетных направлений деятельности данной системы должно стать
патриотическое воспитание молодежи на героических примерах из
отечественной истории, включая выдающиеся достижения страны в области
экономики, науки, культуры и спорта. Для организации эффективной
деятельности данной системы необходимо непосредственное участие в ее
создании первых лиц государства, значительное обновление нормативной
правовой базы, широкое использование потенциала науки, культуры и
искусства, передовых информационно-коммуникационных технологий.
источник http://www.librero.ru
|