Здоровье – одно из главных слагаемых красоты. Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, – верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физической культуры, правильному питанию, соблюдению здорового образа жизни, отказ от разрушителей здоровья: прежде всего, от курения. Ибо хорошо известно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространённости курения.
Всерьёз задуматься об этом меня заставила неожиданная откровенность моего первоклассника. Непосредственность и доверие учителю позволили ученику С. рассказать о том, что они с другом М. взяли у бабушки («У неё много в антресоли лежит...») пачку сигарет и, спрятавшись в кустах, попробовали курить. На мой вопрос: «Понравилось»? Ответили дружно: «Нет!», чем усыпили мою бдительность. Но в другой раз этот же ученик так же доверительно и уверенно заявил: «Когда вырасту взрослым, как папа, тогда буду курить!» Неожиданно для меня, остальные дети поддержали: «Конечно, когда взрослый то можно курить»! А на вопрос, какой вред приносит курение людям, ученики не дали четкого ответа.
Действительно, большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2-х классах. И движет ими, прежде всего, любопытство. Первый опыт весьма неприятен: кашель, тошнота, слёзы из глаз, горечь во рту, головная боль, что заставляет детей «на время потерять интерес к курению».
А вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников стабилизируется уже к классу 9 (к сожалению, этот процесс молодеет). А причины этого уже другие, нежели любопытство. Чаще всего это подражание старшим товарищам, желание казаться взрослым, не правильная ориентация: курение – это модно, престижно и т.д., а так же недостаточная информация учащихся о последствиях курения, незнание насколько эта привычка для здоровья реально опасна.
Итак, никотиновая зависимость школьников – это проблема школы.
Значимость этой проблемы возрастает, если рассматривать курение как своеобразную инициацию перед употреблением более сильного психоактивного вещества. Работа по профилактике курения – это, по сути, работа по профилактике употребления наркотиков подростками.
Обозначив проблему и обсудив её на педагогическом совете школы, решили создать свою программу по профилактике курения. За основу взяли «Программу профилактики курения в школе» под редакцией Касаткина В.Н. (Казань, 2001 год).
Инициативная группа, руководство которой я взяла на себя, определила цели, задачи, составила трёхгодичную программу, наметила профилактические мероприятия. Профилактические занятия в 1-8-х классах (по 12 часов) на уроках СОЗ. Уроки медицины, посвящённые проблемам курения, наркомании, алкоголизма в 9-11-х классах.
Воспитательная работа Классные часы, инсценирование сказок, интеллектуальные игры, ток-шоу. Встречи с врачом-наркологом, работниками ПДН, участковым милиционером, работниками ФАП и другие. Проведение консультаций желающим бросить курить. Индивидуальная работа с родителями и на родительских собраниях. Участие учителей биологии, химии, литература, математики, ИЗО, СОЗ, физической культуры, ОБЖ, истории, начальных классов.
В подростковом возрасте уже трудно достучаться до сознания детей, объяснить, что курение – это пагубная привычка. Значит, начинать воспитание негативного отношения к курению надо гораздо раньше – с начальных классов.
Основная задача моя, как учителя начальных классов, – профилактика аддитивного поведения учащихся, профилактика первичного поискового полинаркотизма (переходная стадия наркомании), т.е. формирование у ребёнка навыков самосохранения (не быть пассивным курильщиком, не выпить неизвестное лекарство), эмоциональное неприятие «наркотических» форм поведения в качестве положительной ролевой модели, формирование собственной жизненной позиции.
На уроках СОЗ (валеологии в 1-4-х классах) включила такие темы: «Какой вред здоровью приносит курение»; «Внешний вид курильщика»; «Сколько лет живёт курильщик»; «Почему не курят спортсмены».
Формы работы на уроках Обсуждение отрывков из известных литературных произведений Марк Твен «Том Сойер» мультфильма «Ну, погоди!», связанные с курением. Вернисаж плакатов «Нет курению!». Очень эффектно действует на детей наглядный опыт с «курительной машиной». Интервью с курящим человеком. Сочинение «Сказка о вреде курения». Разучивание песен о вреде табака.
В младшем школьном возрасте у детей богатое воображение. Наряду с положительными представлениями и образами жизненных связей наблюдается и отрицательное. Как ещё помочь младшему школьнику реализовать и осознать себя в самых разных своих проявлениях, сформировать жизненную позицию, позволяющую выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к «суррогату» общения в виде сигареты. Как научить отстаивать свою точку зрения в ситуации, активизируя при этом двигательную активность, естественную потребность младшего школьника.
Прочитав всю имеющуюся литературу, побеседовав с педагогами, занимающимися по данной проблеме, в том числе получив личную консультацию кандидата биологических наук, доцента ИПКРО РТ Галеевой С.Г., организовала работу детского объединения по валеологии от Центра по внешкольной работе.
В программу объединения, которую составила, входят следующие мероприятия:
1. Мероприятия, направленные на повышение ризистности и расширения адаптационных возможностей организма. Закаливание – ходьба босиком, полоскание горла прохладной водой. Массаж биологически активных точек. Дыхательная гимнастика. Фитопрофилактика.
2. Мероприятия, направленные на снятие зрительного утомления. Гимнастика для глаз. Обучение грамоте в режиме дальнего зрения.
3. Мероприятия, направленные на снижение и улучшение психоэмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС. Проведение мышечной релаксации – расслабление мышц кисти рук, ног, шеи, лица. Воздействие цветовых гамм. Использование функциональной музыки, элементов звукотерапии, аромотерапии. Психотелесное ориентирование тела.
4. Мероприятия, направленные на профилактику аддитивного поведения школьника. Диагностика предрасположенности к аддитивному поведению. Профилактика знания, включающие игры-тренинги. Творческие работы. Разучивание песен. Инсценирование сказок.
5. Мероприятия, направленные на повышение двигательной активности учащихся. Упражнения на развитие мускулатуры, укрепления сердца, лёгких, нервной системы и других органов. Упражнения для укрепления мышц спины и профилактики нарушения осанки. Упражнения для профилактики плоскостопия. Подвижные игры.
Тесты для определения двигательных навыков.
источник http://festival.1september.ru
|