На сегодняшний день экскурсии по святым местам
Волгоградской области, в частности паломническая экскурсия в Ольховку,
пользуются большим спросом среди потребителей экскурсионных услуг. И это
неспроста. На территории Ольховки есть две старинные монастырские обители —
Гусевский женский монастырь Ахтырской Божьей Матери и Свято Троицкий Каменно -
Бродский Белогорский мужской монастырь. Время появления обителей восходит к
середине шестидесятых годов девятнадцатого столетия.
Доехав до иловлинского поста ДПС сворачиваем
влево и двигаемся дальше по дороге на Ольховку в мужской монастырь.
Проехав, примерно 170 км от Волгограда, встречаем рекламный щит монастыря,
сворачиваем влево на дорогу к обители.
Вот мы и в монастыре. Староста монастыря,
выполняющий функции настоятеля в настоящий момент, отец Иессей, очень умный и
интересный человек, оказался еще
экскурсоводом веселым и с большим
чувством юмора. Немного рассказал нам об истории монастыря и его святынях. Да,
для меня здесь показалось немного бедновато и не благоустроенно, ощущается отсутствие заботливых женских рук.
Но отец Иессей с такой любовью и увлечением
рассказывал нам про эти места, про
людей, которые жили здесь много лет назад, про многочисленные тайны и загадки
монастырской пещеры и самого монастыря. В конце экскурсии батюшка сказал, что
"каждый получает здесь то, с чем он сюда приехал".
История святости этого места уходит своими
корнями в седую древность. Свято-Троицкий Каменно - Бродский Белогорский
монастырь являлся в XIX веке одним из красивейших и богатейших монастырей
Нижнего Поволжья. Стоит он среди живописных меловых гор с их таинственными
пещерами, у подножья которых протекает красивейшая река Иловля, в окружении
древних могучих дубов. Само название Каменный Брод родилось еще в 13 веке,
когда направляясь в орду Великий князь Александр Невский остановился на берегу
Иловли, пропуская ханский отряд, и увидел русских пленников, мостивших камнем
брод в реке. Официально монастырь был открыт в начале 1860-х годов, когда
помещик и надворный советник Петр Персидский выделил Церкви свои земли и привез
из Москвы, три иконы: Преображения, Богородицы и Богородицы «Всех Скорбящих
Радости» и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах.
Монашеские поселения на этом месте были
известны еще чуть ли не с нашествия татаро-монголов. По преданию, именно сюда
пришли монахи из одной разоренной кочевниками общины. Первоначально на месте
монастыря был только монашеский мужской скит, затем - женская монашеская
община. В начале XX века - женский монастырь. Главной целью открытия монастыря
было создание больницы, в которой нуждалось окрестное население. Монастырь был
настолько обширен и богат, что владел кирпичным заводом, каретной и
золотошвейной мастерской. А еще на его территории располагались прекрасные
сады, богатые рыбой пруды, обширные угодья. Девять целебных святых источников
(серебряный, радоновый, сероводородный, натриевые, кальциевые, калиевые)
обладали столь заметным целительным эффектом, что туда приезжали поправлять
здоровье члены лучших российских фамилий и даже царские особы. Голицыны,
Строгановы, Трубецкие. У подножия пещерной горы сохранились остатки мощёной
кирпичом так называемой «царской дороги», проложенной якобы для проезда на
лечение «на воды» дочери Петра I будущей императрицы Елизаветы. Этот монастырь
посещал и сам Петр I.
С приходом советской власти имущество
обители и земли были национализированы, а в 30-е годы здания его осквернены и
разрушены. Монастырь находился в заброшенном состоянии. На территории обители в
здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной
держали скот. Во время войны здесь устраивают госпиталь, а после –
государственный конезавод.
Возрождение началось с приездом сюда 20
августа 1991 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, привезшего
сюда иеромонаха Савву. Оставшиеся здания восстановлены, действует и церковь в
одной из построек. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех
Скорбящих Радости». А еще для тех, кто очень хочет пополнения в семье есть
чудотворный жернов, легенда гласит, что если на нем посидеть девушке, то
обязательно у нее появится малыш.
Сейчас в монастыре живут монахи,
иеромонахи, послушники, а также рабочие-«трудники». Монахи ежедневно
совершают службу перед чудотворным образом Божьей Матери «Всех Скорбящих
Радость» и молятся за весь православный народ.
После осмотра монастыря направляемся в лес.
Тропинка причудливо изгибается, осененная раскидистыми деревьями. Тишина,
украшенная пением птиц, глубина прозрачного воздуха окружают сказочным ореолом
все потаенные места, огибаемые тропинкой.
В этой местности растет много лекарственных
трав, и воздух пахнет медом.
Рядом с монастырем, в противоположную
сторону от гор, находится несколько
целебных источников, содержащих в своей воде сероводород, натрий, радон. Первый
из них - с питьевой водой. Второй, источник Иоанна Богослова, оформлен в виде
деревянного домика, - сероводородный, в нем можно искупаться, выстояв очередь,
хотя воды для полного погружения маловато. Третий (радоновый) находится чуть
дальше, он также используется для купаний, умываний и обливаний.
Идем по извилистой тропинке в заповедный лес
к памятнику природы дубам - великанам,
каждому из которых почти по полтысячи лет. Очень красивое место. Ствол одного
из них такой, что его можно обхватить
только вшестером, и достигает почти двух метров в диа¬метре. Говорят, что
могучие старцы были современниками грозного царя Ивана IV, свидетелями
основания Ца¬рицына, их видели разные люди, про¬плывающие по реке Иловле из
Дона в Волгу, к примеру, Стенька Разин со своей «ватагой». Есть легенда, что
под тенью дубов в жаркий полдень от¬дыхал Великий Петр I, объезжавший край, в
котором намеревался вели¬кие задумки претворить в жизнь. В связи с этой
легендой и тропу, вдоль которой красуются дубы-великаны, называют «царской
дорогой». В средней полосе нечасто таких великанов встретишь, а для здешних
мест эта уникальная дубовая роща - удивительное чудо.
Дубы увешаны лоскутками материи и лентами,
которые повязывают для исполнения заветного желания. Хотя у каждого дуба
установлены таблички с просьбой не завязывать ленточки, что все это суеверие,
трудно пройти мимо и не выполнить этот нехитрый обряд жертвоприношения духу,
обитающему в дереве, а взамен попросить исполнить желание.
Завершили
посещение Белогорского монастыря экскурсией в пещеры. В церковной лавке мы купили билеты и свечи. Каменнобродский
монастырь знаменит своими подземельями. Пещеры вырыты монахами в меловой горе
еще в ХI-ХII в.в. Они расположены в три яруса, из которых исследован пока
только один и тянутся по рассказам на десятки километров. Когда-то под землей
были огромные залы, раки с мощами и даже подземные церкви. К сожалению, единственное,
что осталось от былого великолепия пещер, на сегодняшний день, вырытые в стенах
кельи для монахов.
Вход в пещеры находится немного в стороне
от Свято-Троицкого монастыря почти на вершине горы. Поднимаемся в гору по
крутой извилистой тропе вдоль темно-зеленых зарослей редкого можжевельника. С
горы открывается великолепная панорама: впереди красивейшие деревья в пойме
Иловли, поля, перелески, просторы, а
справа — меловые горы. Вход в пещеры монастыря огражден кованой решеткой,
возведены надвратная часовенка и смотровая площадка. Наш экскурсовод Лариса в
студенческие годы волонтером участвовала в раскопках входа в пещеры, тогда во
внутрь можно было попасть только лежа на животе.
Мы стоим у входа в знаменитые пещеры. Монах –
экскурсовод открывает небольшую дверь. Зажигаем свечи и входим в подземную
галерею. Почти сразу же она разделяется на три направления. Наш проводник
уверенно сворачивает направо. В пещерах прохладно даже в жаркий летний
день. Пробитые в монолите меловой горы
ходы вряд ли правильно называть пеще¬рами. Скорее, это катакомбы. Туннели
примерно в метр шириной и в два вы¬сотой. Даже очень высокий человек может
идти, не наклоняя головы. Пещеры
представляют собой лабиринт под самим
монастырем и в меловой горе. Посетителям
ходить разрешено только по самому верхнему уровню. Спуск ниже перекрыт
ограждением, и ходить там небезопасно. Температура воздуха здесь везде
одинаковая 10-15 градусов тепла круглый год. В глубине 1-го яруса располагается
подземная часовня. Подземная часовня - самое намоленное место в пещерах. Здесь
даже были случаи самовозгорания свечей на великие праздники.
Выбирая экскурсию по святым местам Ольховки,
вы получаете замечательную возможность узнать много нового из истории русского
православия.
Любовь Мурзабекова,директор Приморского ДДТ,активист ТОС "Приморское"
|