Вторник, 26.11.2024, 09:05
ТОС "ПРИМОРСК" БЫКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
Главная Мой профиль Выход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости" Приветствую Вас Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа

Наш опрос
Какие проблемы ТОСа Вас волнуют
Всего ответов: 96
новый фотоальбом
Комментарии к фото
Хорошая фоторабота, добрая...солнечная!!!

Отличный улов!!!!

Оригинально,красиво,молодцы!!!

Очень здорово!Больше бы таких праздников!!!


Наши новости
[20.01.2024]
В Приморске выбрали новый состав ТОСа и его председателя (0)
[17.11.2023]
Заседании Совета местной общественной организации территориального общественного самоуправления «Приморск» (0)
[09.11.2023]
В Приморске продолжается благоустройство дорог (0)
[08.11.2023]
Корейская община в Приморске собрала гуманитарную помощь для участников СВО (0)
[01.11.2023]
В Приморске на Центральной площади высадили тюльпаны и нарциссы (0)
Комментарии гостей

увлекаюсь такой штукой как http://forumberemennost.ru/ - любимый сайт. на том сайте можно найти много интресной информации




Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама
Flag Counter
 
Главная » 2012 » Март » 30 » Когда-то Приморск был портом
22:30
Когда-то Приморск был портом
Не так давно на сайте Приморска появилась запись с фотографией. На черно-белом снимке - двухпалубный теплоход у причала, отдыхающие на берегу. Этим снимком из семейного архива поделилась бывшая приморчанка, а ныне жительница Подмосковья Нина Мельникова (в девичестве Ичетовкина).

- Большое спасибо за фото, - написал в блоге Олег Дубасов. - Я помню эту пристань, с нее мы пацанами прыгали в Волгу, за что нас гоняли матросы... как ловили рыбу с баржи. Как будто в детстве побывал...

- Помню, как мы с сестрой, еще девчонками, бегали на причал, провожали и встречали своих из Саратова, - откликнулась блогер Татьяна Баракова. - Бабулькитам торговали помидорами, вяленой рыбой, зеленью. Пассажиры подплывавших пароходов гурьбой высыпали на пристань и обязательно что-нибудь покупали.

- Раньше Приморск летом жил от теплоходного гудка до гудка, - вспоминаетглава Приморского сельского поселения И.И. Чижов. - Вы расспросите об этом Геннадия Васильевича Бирюлева, бывшего начальника порта...

Дом Г.В. Бирюлева по улице Южной отыскала без труда. Выбеленный, вытянутый вдоль улицы коттедж выделяется в ряду других домов, словно корабль среди катеров. К моему приходу хозяин разложил на столике в гостиной фотографии. На одной - вид пристани с Волги. Волна плещется о причальную бетонную стенку и пришвартованную к ней баржу. «Берег еще не стабилизировался, - поясняет Геннадий Васильевич, - причал заносило песком, и для приема судов буксировали из Волжского баржу-площадку». На склоне за раскидистыми вязами видна лишь крыша здания речного вокзала.

- Оно было самым заметным в Приморске – с колоннами, увенчанное шпилем. К причалу вела лестница под мрамор. Внутри, как и полагается, – просторный зал ожидания, с отоплением, кассой, служебными кабинетами.

Выпускник Астраханского речного училища Г. Бирюлев, назначенный сюда руководством Волгоградского речпорта на должность начальника пристани, принял новостройку в 1961 году. Приморчане называли его начальником порта. И вполне обоснованно, потому что в Большой Советской Энциклопедии наш Приморск значится как "порт на левом берегу Волгоградского водохранилища, в 60 км к северу от железнодорожной станции Волжский». Потому-то и улица, ведущая к Волге, называлась Портовой.

Новое место жительства речника поразило своей планировкой:

- Я родился и вырос на Каспийском взморье. Улочки в поселке там узкие, дома лепятся друг к другу, вровень с забором. А здесь улицы – широченные, дворы – огромные...

Щедро отмеренные огородные сотки впоследствии доставили немало хлопот новому начальнику, из-за них не раз портились отношения с местной властью. Впрочем, об этом ниже.

У своего областного руководства Бирюлев был в передовиках – из года в год Приморский порт перевыполнял планы по перевозке пассажиров и грузов. По воде в Заволжье сплавляли лес, уголь и нефть, а отсюда отгружали зерно и бахчевые.

Пассажирский план в первые годы выполняли за счет мигрантов из Чувашии и Марийской республики.

- Там не было хлеба. Люди голодовали на одной картошке, - рассказывает Геннадий Васильевич. – С первыми теплоходами они везли прошлогодний урожай картошки и обменивали ее на хлеб. Останавливались приезжие в здании вокзала. Денег у них хватало лишь на селедку, которой они закусывали привезенный с собой ужасно вонючийсамогон...

С началом строительства Заволжской оросительной системы в 60-х годах Приморский причал принимал щебень, гравмассу и песок не только для Быковского, но и соседних Среднеахтубинского и Ленинского районов.

Разгрузка и погрузка завершались поздним вечером. Для подготовки документов к отправке судов начальнику приходилось задерживаться до полуночи. В час ночи уже прибывал теплоход на Саратов, в половине третьего – на Волгоград. Помните: двухпалубные красавцы, сделанные чехословацкими корабелами? Их названия -«Чайковский», «Узбекистан», «Таджикистан», «Туркменистан» - звучали как музыка, манили селян в большие города. Ранним утром пришвартовывался скоростной «Метеор». В течение дня — еще три.

О каждом теплоходе, в том числе и транзитном, Геннадий Васильевич рассказывает, как о добром, старом друге:

- Самый длинный маршрут «Москва–Ростов» обслуживали великолепные по тем временам венгерские трехпалубники. Между Горьким и Астраханью ходил новенький мощный красавец «Добрыня Никитич». А на линии Ярославль–Астрахань трудились дваветерана-колесника, постройки царских времен. Один из них – «Парижская коммуна» - чудом уцелел в боях под Сталинградом.

«Транзитники» на пути от Саратова до Волгограда и обратно заходили лишь в Камышин и Приморск.

- Условия для причала у нас были хорошими: пристань - открытая, отжал корму метров на триста и вышел в водохранилище.

Но главным для остановок речных лайнеров здесь был, конечно, другой повод. Он-то и служил причиной многих неприятностей для Бирюлева. А дело вот в чем.

В начале 60-х, в «хрущевскую оттепель», сельчанам разрешили продавать излишки продукции со своего подворья. Без промедлений предприимчивые приморчане выстроили балаганы-теплицы, пробурили скважины для полива. В каждом дворе высаживали от 1,5 до 5 тысяч корней томатов. И, по примеру правобережных антиповцев возили первые помидоры в Саратов. В разгар сезона причал по всей длине загромождали ящиками с томатами и мешками с арбузами.

- Отправляли до 200 человек и 30 тонн овощей и бахчевых в сутки, - хорошо помнит Геннадий Васильевич. – Местных и транзитных теплоходов не хватало. По рации выходил на связь с капитанами проходивших теплоходов и "заворачивал"в Приморск.

С некоторыми капитанами Бирюлев был знаком еще по училищу, а с другими сложились дружеские отношения уже во время работы.

Остановки вне расписания не смущали пассажиров. Даже наоборот. В Приморске на пристани они затаривались дешевыми овощами и фруктами, с удовольствием купались и загорали на песчаном берегу. А местные атаковали на теплоходе буфет. Ребятня покупала лимонад и шоколадки. Мужики радостно тащили с борта бутылочное«Жигулевское», которого тогда и в помине не было на прилавках сельпо. А бабуси за проданный товар покупали дефицитную колбасу и вкусное московское печенье.

Тем временем матросы спешно грузили 80-килограммовые деревянные ящики с помидорами, мешки с арбузами в трюмы, на корму и на нижнюю палубу.

- В четвертом классе до туалета невозможно было пройти, – все было заставлено нашими помидорами, - рассказывает о коммерческих поездках Любовь Александровна Малофеева. Она работала кассиром в речпорту. Как и все, летом подрабатывала на помидорах. – До ночи мы ютились на своих ящиках, а спать просились на ковровые дорожки второго класса. В пять утра наш «цыганский табор» опять сгоняли вниз...

К десяти теплоход прибывал в Саратов. За день расторговывались. И вечером – в обратный путь. По приезду уже сами перебрасывали пустые ящики на причал.

- Знаете, почему дебаркадер с залом ожидания заменили на открытую баржу? – вносит ясность собеседница. – Чтобы нам было куда кидать пустые ящики…

Так вот с января и трудились сельчане, растили ранние помидоры, а затем сбывали их в крупных городах «в верхах».

- Работающих в совхозе, уходивших в разгар летней страды в отпуск, называли тунеядцами. Пенсионеров, помогавших возить помидоры в Саратов, - спекулянтами. Не раз нас разгоняли с причала, даже с милицией, - теперь уже без злости вспоминают приморские бизнесмены советской эпохи. –Начальнику речпорта ох и доставалось за нас...

Бирюлева не раз вызывали в райком, обвиняли в том, что теплоходы вместо положенных 15 минут стояли по часу. Но «строгача» беспартийному начальнику «не влупишь», а снимать вроде как не за что.

- Да за что? За то, что простым людям помогал? - с благодарностью говорят о Бирюлеве приморчане.

К девяностым годам перевозки грузов по Волге резко сократились – появился асфальт на дорогах и большегрузные автомобили.

Несколько лет пристань и вокзал еще числились на балансе областного речпорта. Но принимать было не кого, теплоходы местной линии как ушли на Припять под гостиницы для ликвидаторов ЧАЭС, так там, «облученые», и остались. Но швартовые охраняли объект. И дождались-таки звездного часа!

...14 августа 1996 года в порт без всякого предупреждения зашлишесть спецсудов. С борта сошли военные с рациями, стали обследовать берег.Аквалангисты «прошерстили» дно балки и сделали замеры глубины вдоль причальной стенки.

По телефону вызвали Бирюлева. Приказали принять меры по обезвреживанию артиллерийского снаряда, найденного у самого берега. И, действительно, набегающая волна то скрывала, то обнажала ржавый боеприпас.

-Откуда он взялся? – до сих пор не понимает Геннадий Васильевич. – На этом месте – пляж,остаться незамеченным опасный объект не мог.

Рассуждать в тот момент не пришлось – через военкомат он вызвал специалистов, которые и вывезли снаряд. К утру весь порт и прилегащий к нему берег оцепилиавтоматчики. Как потом выяснилось,из Москвы в Астрахань шел теплоход «Россия» - на немЕльцин с семьей. Следующим на пути был Волгоград. Но, как доложили Борису Николаевичу, там ему готовили встречу не только власти, но и оппозиция. Президенту это, естественно, не понравилось, и он решил «перелететь» город-герой.

Утром 15 августа по спецканалу объявили о перекрытии движения судов на 70-километровом участке от Дубовки до Балыклея. Бирюлев пытался связаться по рации со своим начальством, но позывные «гасились». Напротив села Горно-Водяное«Россия» сделала поворот для захода в Приморск. Около девяти утра белоснежный красавец причалил кормой. Швартовы принимал Николай Дудин. Бирюлев стоял у трапа. Ельцин спустился первым.

- Шел живо, такой весь подтянутый, бодрый, в белой «ленинградке», -подробно вспоминает о прибытии высокого гостя начальник речпорта. – Следом спустились его супруга Наина Иосифовна, дочери, охрана и другие пассажиры теплохода. На причале Борис Николаевич ни с кем не поздоровался, быстро поднялся на берег и сел в вертолет, отличавшийся от двух других темно-синей полосой на корпусе. Сказали, что семья полетелавроде бы в Ростов.

-Говорят, с лайнера несли ящики с водкой?

-Выносили какие-то корзинки, ящики из нержавейки, чемоданы с антеннами. Но что в них — никто из нас не знает.

Очевидцы дополнили этот рассказ лишь одной деталью.

- Как только Ельцин улетел, команда занялась уборкой судна. Матросы выносили небольшие пластиковые бутылочки с пепси и угощали местных мальчишек, которые вертелись в порту до самого отплытия судна…

Долгий прощальный гудок теплохода «Россия» оказался последним… Через два года при акционировании головного предприятия Приморский речпорт был выставлен на аукцион. Городские предприниматели, выигравшие конкурс, попытались переоборудовать вокзал под кафе. Но ничего из этой затеи у них не вышло. Бесхозный порт стали разрушать…

Сердце Бирюлева – первого и единственного начальника Приморского речпорта, отдавшего ему 37 лет своей жизни, - не выдержало. Он слег…

-Только через 10 лет после болезни я спустился к причалу, - грустно говорит Геннадий Васильевич. – От вокзала не осталось и кирпичика. Даже ступеньки растащили…

История Приморского речпорта, на мой взгляд, достойна, чтобы помнить о ней. ведь с нею связаны судьбы нескольких поколенийлюдей. К сожалению, ни в местном школьном музее, нив районном краеведческом материалов об этом периоде жизни некогда крупного рабочего поселка, бывшегорайонного центра, ничего не нашла...

Ольга ОСЬМАКОВА
материал с сайта http://www.kommunar02.ru




Просмотров: 2656 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/3
Офицальный сайт ТОС "Приморское" © 2024Все права защищены.Активная ссылка на сайт обязательна при использовании материалов.Разработка и дизайн сайта от Владимира Тимачёва
Оценки o tosprimorskoe.ru
кликни!
Фото галерея
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наши партнёры
  • Администрация Волгоградской области
  • Администрация Быковского городского поселения
  • Администрация Красносельцевского сельского поселения
  • Администрация Солдатско-Степновского сельского поселения
  • Газета Коммунар
  • Естгеофак ВГПИ
  • Голос ТОС